ПРОГРАММА"ДОСТУПНАЯ СРЕДА"
Программа «Доступная среда» в МБОУ «Беляевская СОШ» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
При составлении программы мы опирались на мировой, российский и региональный опыт инклюзии, общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12 2012г., в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
- создание в МБОУ «Беляевская СОШ» специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни
Ожидаемые результаты:
- позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
- обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня;
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Программа «Доступная среда» в МБОУ «Беляевская СОШ» направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
«Доступная среда» обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
- даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу;
- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Описание созданных условий:
- Оборудованный пандус при входе;
- Кнопка вызова, установленная на входе;
- Расширены дверные проёмы;
- Отсутствуют пороги в учебных кабинетах и рекреациях.
Отопление, вентиляция в Учреждении функционируют в штатном режиме, что соответствует гигиеническим требованиям. Учебные помещения имеют боковое левостороннее естественное освещение, искусственное освещение поддерживается люминесцентными, светодиодными светильниками. Учебная мебель в классах соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, расстановка соответствует росто-возрастными особенностями обучающихся.
Проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Помещения школы обрабатываются с применением дезинфицирующих средств.
Все обучающиеся и работники школы ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр.
В школе функционирует ПМПК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед.
Специально оборудованные учебные кабинеты | |
Учебные кабинеты | |
Адрес: | 461330, Оренбургская область, Беляевский район, с. Беляевка, ул.Комсомольская, д.37А |
Количество: | 27 |
Общая площадь оборудованных учебных кабинетов: | 1621,2 м2 |
Учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Перечень объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-библиотечный центр | |
Адрес: | 461330, Оренбургская область, Беляевский район, с. Беляевка, ул.Комсомольская, д.37А |
Количество: | 50 |
Площадь: | 360 м2 |
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал | |
Адрес: | 461330, Оренбургская область, Беляевский район, с. Беляевка, ул.Комсомольская, д.37А |
Описание: |
Универсальный спортивный зал с двумя раздевалками и снарядной |
Площадь: | 259,5 м2 |
Тир | |
Адрес: | 461330, Оренбургская область, Беляевский район, с. Беляевка, ул.Комсомольская, д.37А |
Описание: | Тир и оружейная комната оборудованы в соответствии с технической оснащенностью , средствами пожаротушения по установленным нормам. |
Площадь: | 117,3 м2 |
Гимнастический зал | |
Адрес: | 461330, Оренбургская область, Беляевский район, с. Беляевка, ул.Комсомольская, д.37А |
Описание: | Гимнастический зал оборудован в соответствии с технической оснащенностью, средствами пожаротушения по установленным нормам. |
Площадь: | 63,5 м2 |
Тренажерный зал | |
Адрес: | 461330, Оренбургская область, Беляевский район, с. Беляевка, ул.Комсомольская, д.37А |
Описание: | Тренажерный зал оборудован в соответствии с технической оснащенностью, средствами пожаротушения по установленным нормам |
Площадь: | 63,5 м2 |
Спортивная площадка | |
Адрес: | 461330, Оренбургская область, Беляевский район, с. Беляевка, ул.Комсомольская, д.37А |
Описание: | Школьная спортивная площадка включает в себя элементы для разных групп школьников. Оборудование имеет несколько вариаций по высоте, длине, размеру. Имеются тренажеры как для индивидуальных, так и для групповых занятий спортом. Уличная спортивная площадка содержит зоны для занятий футболом, баскетболом, волейболом, легкой атлетикой, а также хоккейный корт. |
Спортивная площадка с уличными тренажерами | |
Адрес: | 461330, Оренбургская область, Беляевский район, с. Беляевка, ул.Комсомольская, д.37А |
Описание: | Спортивная площадка оснащена уличными тренажёрами в соответствии с существующими нормативами для данного вида деятельности. |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Вход в школу оборудован пандусом и поручнями. Кнопка вызова, установлена на входе; Расширены дверные проёмы; Отсутствуют пороги в учебных кабинетах и рекреациях. На остекленных входных и межэтажных дверях имеются предупредительные знаки для слабовидящих.
Специальные условия питания
В организации имеется столовая на 210 мест, в т.ч. приспособленных для детей с инвалидностью и лиц с ОВЗ. Созданы все условия для предоставления двухразового горячего питания. Организовано бесплатное питание (горячий завтрак) для учащихся 1 – 4 классов. Для детей с заболеванием сахарный диабет имеется отдельное единое меню.
Специальные условия охраны здоровья
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется во всех учебных кабинетах и информационно-библиотечном центре.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Ссылка: http://gia.edu.ru/ru/
Федеральный институт педагогических измерений
Ссылка: http://www.fipi.ru/
Интерактивные курсы на Учи.ру
Ссылка: https://uchi.ru
Цифровая образовательная платформа «Цифровая школа Оренбуржья»
Ссылка: http://77.41.182.159/
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников "Проектория"
Ссылка: https://proektoria.online
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Программный комплекс для работы инвалидов и лиц с ОВЗ
Аппаратно – программный комплекс для коррекционно-развивающей работы обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП)
Аппаратно – программный комплекс для коррекционно-развивающей работы со слабовидящими обучающимися.
Стационарный увеличитель для работы слабовидящих обучающихся на уроке в классе.
В школе функционирует комната психоэмоциональной разгрузки, которая включает в себя комплект оборудования для психоэмоциональной адаптации обучающихся.
В кабинетах начальных классов имеются столы-конторки для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежития, интернат
Общежитие/интернат не предусмотрен(о)
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие/интернат не предусмотрен(о)
План действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 "Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"
Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 "Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ
Приказ МО Оренбургской области от 30.04.2015 №01-21/956 "О создании организационно-управленческих условий введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Приказ ОООиП администрации МО Беляевский р-н от 05.08.2015 №253/1 "О создании организационно-управленческих условий введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
План мероприятий по введению и реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в МБОУ «Беляевская СОШ»
ПОЛОЖЕНИЕ об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "Беляевская СОШ»
ПОЛОЖЕНИЕ о разработке адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ учителя-предметника МБОУ «Беляевская СОШ»
ПОЛОЖЕНИЕ о школьном психолого - медико - педагогическом консилиуме (ПМПк) МБОУ «Беляевская СОШ»
Положение об индивидуальном образовательном маршруте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "Беляевская СОШ"
ПРОЕКТ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для слабовидящих обучающихся
ПРОЕКТ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
ПРОЕКТ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата
ПРОЕКТ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с задержкой психического развития
ПРОЕКТ Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Специалисты, которые обеспечивают процесс сопровождения детей – инвалидов и детей с ОВЗ
Олигофренопедагог 2 Специализированное профессиональное образованиеУчитель - логопед 1 Специализированное профессиональное образование
Психолог 1 Специализированное профессиональное образование
ФИО | Должность | Образование | Квалификационная категория | Стаж | Повышение квалификации по должности |
Зайцева Марина Викторовна | Учитель биологии | 1992 Челябинский ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт география биология | первая | 19 лет | 2012 «Психолого-педагогические основы интегрированного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» ОГПУ |
Кислица Елена Васильевна | Учитель начальных классов | 2008 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт специальной педагогики и психологии» логопедия с дополнительной специальностью Олигофренопедагогика | высшая | 27 лет | нет |
Кравченко Елена Николаевна | Учитель начальных классов | 1993 ФПКК Оренбургский государственный педагогический институт социальная и коррекционная педагогика | первая | 28 лет | нет |
Кугот Юлия Андреевна | Педагог-психолог | 2009 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» психология, психолог, преподаватель психологии | нет | 5 лет | нет |
Михайлова Татьяна Геннадьевна | Учитель начальных классов | 1990 Орский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко учитель начальных классов | высшая | 23 года | 2012 «Психолого-педагогические основы интегрированного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» ОГПУ |
Назаренко Ирина Владимировна | Учитель-логопед | 2013г., Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г. Оренбурга воспитатель детей дошкольного возраста и воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития | нет | 1 год | Заочное обучение дефектологическое отделение |
Рываев Алексей Михайлович | Учитель истории | 2010 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» педагогика история | первая | 4 года | 2012 «Психолого-педагогические основы интегрированного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» ОГПУ |
Рываева Любовь Владимировна | Учитель ИЗО, технологии | 2010 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» педагогика | высшая | 21 год | 2012 «Психолого-педагогические основы интегрированного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» ОГПУ |
Основные нормативные правовые акты, содержащие требования в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 № № 273-ФЗ
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № N 379н
- Конституция Российской Федерации
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966 "Положение о лицензировании образовательной деятельности"
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 02.09.2020 №458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Приказ Министерства Образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельностью по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 №464 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"
- Приказ Министерства Просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
- Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №189/1513 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 " Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
- ФЗ от 07.07.2010 №210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.02.2016 №ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
- Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой Письмо Минобразования РФ от 19.06.2003 № N 27/2932-6
- Методические рекомендации по психолого-педагогическо